сергей игнатьев (taipan_poison) wrote in mars_tefo,
сергей игнатьев
taipan_poison
mars_tefo

Categories:

«Меркано-марсианин», Хуан Антин (2002)

Mercano, el marciano – вышедший в 2002 году анимационный фильм аргентинского мультипликатора Хуана Антина, удачно совмещающий ручную отрисовку с 3Д, исполненный черного юмора и бичующий общество потребления.
Эта история начинается с ограбления магазина и бегства от копов, а заканчивается - страшно даже сказать чем. Немного сюрреализма, немного трэша и очень много социальной сатиры. Графика и сама манера подачи  напоминают то «Южный парк» Трея Паркера и Мэтта Стоуна, то своеобразные мультипликационные опыты гениального режиссера Дэвида Линча, его вышедшую в том же году «Страну тупых».
Меркано – маленький зеленый человечек с Марса, случайно оказавшийся на Земле. Бродит по мрачным улицам Буэнос-Айреса в своих желтом скафандре и прозрачном шлеме,  и никто его не замечает, кроме местных гопников. Он смахивает на огурца с глазками и с кривым ртом-полоской – всеми позабытый и одинокий. Питается какой-то синей слизью, которую разводит в кипятке. Живет, как черепашки-ниндзя - в подземных коллекторах. В интернет, чтобы связаться с далекими марсианскими друзьями, выходит через ворованный ноутбук, несанкционированно подключаясь к проводам.
На далеком Марсе – веселая и беспечная жизнь, развитая цивилизация с рейвами, роботами и летающими блюдцами. Приятели Меркано, и даже его девушка-красотка (зеленая, лысая и с одной грудью) смотрят местные трэш-хорроры про вторжение ужасных людей с Земли, пищат и гогочут, и вовсе не спешат на помощь товарищу.
Меркано попал на Землю из-за того, что на его домашнего любимца прямо с неба упал разведывательный модуль с золотой «вояждеровской» пластинкой. Раздавил в лепешку фиолетовую мерканову «собачку» – что-то среднее между лягушкой, слизнем и автомобильным клаксоном. Марсианин сел в свою тарелку и поехал искать справедливости, в итоге потерпел крушение и превратился в робинзона. 
Скучая по родному Марсу, нарисовал себе в Сети виртуальную реальность, так похожую на далекий дом.
Там и познакомился с Хулианом.
Хулиан был из приличной семьи, толстый очкарик со скобками на зубах и в шапочке с пропеллером. Фанател от «Звездных войн» и «Стар трека», гуглил в Сети все, что связано с Марсом.
Двое нашли друг друга. Но тут вмешался папа Хулиана – один из директоров мегакорпорации, у которой как раз наметился кризис. Долго решали, как от него спастись – сделать ли рекламным лицом 12-летнюю нимфетку или увеличить процент червяков в гамбургерах?
А тут подвернулся этот марсианский инди-игрострой. «Какой у вас план?», спросили инвесторы у зеленого человечка. «Хорошенько повеселиться!».
Пообещав наивному пришельцу вложений на сто миллионов и постройку крейсера, способного вернуть его на Красную планету, коварные дельцы в итоге накачали его шампанским и заперли в секретной лаборатории. "Крионизировали" и залезли в мозг. На основе извлеченных оттуда данных выстроили целый виртуальный парк развлечений – отраду офисного планктона и школоты. Следом запустили проект «Испарялка» - мгновенную доставку любых товаров путем телепортации («Благодаря «испарялке» я стал проводить гораздо больше времени с семьей!») А затем еще и суперкомпьютер, доступный каждому, раздающийся в подарок с хот-догами по цене в один песо и заманивающий все человечество в информационно-технологические сети, позволив папиной корпорации захватить 98% мирового рынка.
Все были довольны, и только толстого мальчика со скобками еще заботила судьба его единственного виртуального друга - инопланетянина, который пропал так же внезапно, как и появился.
Поэтому мальчик надел нарицательную стар-трековскую «красную рубашку», немедленно разъехавшуюся на пузе по шву; взял игрушечный бластер и пошел спасать пришельца.
Это не только очень красочный сатирический памфлет, направленный против глобализма и подчас приобретающий поистине эпические масштабы - например, когда герои уходят от преследования корпоративной охраны в самом сердце «испарялки», забитой товарами массового потребления… Или когда маленький марсианин, освободившись из плена, заходит в свой виртуальный мир и не узнает его - настолько тот успел коммерциализироваться. Или когда главные герои, в компании с троицей отмороженных хакеров-антиглобалистов, пытаются пробраться в самое сердце Тьмы, чтоб поразить его лазерным марсианским лучом, верша киберпанковый бунт против машин и виртуальной реальности!…
Это не только наглядная метафора воинствующего стяжательства, которое так вредит творчеству. 
Это еще и частная история про тоску по дому, ностальгию по Родине - даже если ее пейзажи пустынны, флора скудна, и если ее населяют какие-то зеленые коротышки, похожие на кабачки и патиссоны с глазками. 
А еще это история про то, что очень важно не ошибиться в цвете, перерезая провод, от которого зависит судьба планеты.
Tags: рецензии, фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments