сергей игнатьев (taipan_poison) wrote in mars_tefo,
сергей игнатьев
taipan_poison
mars_tefo

Categories:

"Принцесса Марса", Марк Аткинс (2009)

Princess of Mars – видео-экранизация одноименного романа Эдгара Райса Берроуза, сделанная студией "Асилум" и ее бывалым режиссером Марком Аткинсом, создателем множества картин-«мокбастеров» про терминаторов, трансформеров, Мерлина и т.п. Само название студии «Асилум» давно уже стало нарицательным. Это особый стиль. Это особый Взгляд на ожидаемые киноблокбастеры, которые студия успевает интерпретировать по-своему и быстренько снять, запустив подделку-knockoff еще до официальной премьеры «источника вдохновения». То есть «перепирают» еще до выхода! Главный смысл тут в том, чтоб неподготовленный зритель повелся на совпадение в названии и синопсисе, и заплатил денег. 
И вот очередной выбор «Асилума» пал на диснеевского «Джона Картера».
Джон Картер (манекенщик Антонио Сабато мл., среди прочего сыгравший в «Scrubs» в удачном камео алкоголика), капитан американского спецназа, ищет по афганским кишлакам террористов. Неудачно вмешавшись в ход сделки между торговцами опиумом и владельцем одной местной чайханы, Картер оказывается со множественными огнестрельными ранениями в полевом лазарете под кислородной маской. 
В лихорадочном бреду над ним нависают двое военных американских лиц, белое и черное, сообщают, что он не дотянет до утра, а еще, что он стал участником эксперимента. Его собираются отправить на Марс (причем не на тот Марс, который ему известен, а на какой-то альтернативный, в Альфе Центавра). Показывают загадочную флешку на 16 гигов, куда будет занесена вся его генетическая информация. Джон показывает им в ответ средний палец.
Снова придя в себя, наблюдает снятую в размытых солнечно-импрессионистических тонах беседу между миловидной блондинкой в хайратнике («завязавшая» еще в 80-е порноактриса Трейси Лордз) и каким-то неприятным головорезом с рожей, замотанной тряпками. Речь у них идет о том, сохранить ли Картеру жизнь или прикончить его на месте. В итоге блондинка завершает дискуссию удачной цитатой из финала фильма "Ирония судьбы или с легким паром".
После всех этих впечатляющих видений-введений, Картер обнаруживает себя абсолютно голым, посреди каменистой пустыни. Над головой у него две луны и неведомые лиловые туманности. При попытке сделать первый шаг, взлетает ввысь, будто попрыгун-кузнечик. Передвигаясь этими, знакомыми по первоисточнику, вызванными разницей в гравитации, семимильными прыжками, герой находит за ближайшими скалами кладку яиц и бельевую веревку с тряпьем. Успевает соорудить себе что-то вроде набедренной повязки... И тут его окружает толпа кабанорылых аборигенов с роговыми наростами на головах, облаченных в пластинчатые доспехи и красные рубахи.
На Картера надевают ошейник с цепью, знакомят с местным заправилой, толстым и уродливым даже на фоне соплеменников, неоднократно просят еще попрыгать. В ходе вылазки против целой орды гигантских пауков, американский морпех показывает, что и он не лыком шит. Тогда с него снимают цепь и дают съесть извивающегося червяка, благодаря которому жители Марса преодолевают языковой барьер. Вводят героя, а заодно зрителя, в курс дела. 
Ну, то есть, в, мягко говоря, упрощенный, контекст культового романа. 
Картер стал частью воинственного и дикого племени тарков. Еще тут, на Марсе, есть и люди - эти зовутся Гелиум, правит у них принцесса, тарков они всячески притесняют, объясняя это тем, что заботятся о благе планеты и только их усилиями на ней еще сохранились кислород и жизнь (чуть-чуть социально-политической сатиры на злобу дня). В доказательство этого из-за гор появляется нарисованный в дизельпанковом вкусе Гигантский Летающий Корабль. Тарки принимаются азартно обстреливать его из тоненьких ружей, герой скачет и прыгает, наблюдая воочию Интригу, разворачивающуюся на палубе горящего корабля. Давешняя блондинка в хайратнике оказывается принцессой, тип с замотанной тряпками рожей - предателем. Картер пленяет принцессу, его производят за доблесть в джеддаки. Принцессу, весьма интересную своим бронелифчиком и высокими сапогами, тарки сажают в клетку, Картеру выдают боевую сбрую - прикрыть сомнительные татуировки с иероглифами (то ли память героя о службе в USMC, то ли сделанные самим артистом в отпуске в Пхукете).
Принцессу необходимо срочно доставить пред очи местного жирного уродливого заправилы, чтоб он решил ее судьбу. В дороге Картер с переменным успехом ищет общий язык с принцессой (волшебные червяки тут, в поисках понимания между мужчиной и женщиной, прогнозируемо бессильны), отстреливается от неприятных летающих тварей с зелеными внутренностями и заводит дружбу с тарковским полевым командиром. А еще узнает о том, что народ принцессы заведует воздухоочистительной станцией, благодаря которой планета еще окончательно не загнулась, и как раз туда направлялся гигантский корабль.
Кульминацией становится беседа с уродливым толстяком-заправилой, заседающим в окружении многочисленной охраны и облаченных в бикини человеческих наложниц, в таком шикарном замке, какой не постеснялся бы разрушить сам Конан-Варвар.
По итогам беседы Картера, естественно, сажают в каземат, друга его отправляют в штрафбат, а принцессу назначают в наложницы. 
В каземате происходит ударный твист, которыми славится "Асилум". Что-то такое, что отличает творчество студии от просто создателей плохих фильмов и неудачных римейков, что придает ее картинам налет гениального безумия.
В каземат к герою проникает давешний предатель, замотанный тряпками. Разматывает их - и кого же мы видим! Того самого чайханщика, приторговывающего опиумом, из-за которого герой тут, по сути, и очутился. Его, оказывается, американские военные тоже закинули на Марс - за взятку. Как и Картер, открыв в себе необыкновенную прыгучесть, коварный наркоторговец еще и влюбился в принцессу, и теперь готов вершить ради нее всяческие безумства! К примеру, разрушить воздухоочистительный механизм и задушить на Марсе все ростки жизни!
На этом расстановка фигур заканчивается и начинается долгожданный веселый экшен. Все тропинки сходятся на воздухоочистительной станции, чтобы там, на фоне классического индустриального интерьера, составленного из вентилей и переплетений труб, произошла решающая схватка за судьбу планеты и сердце принцессы! Причем, естественно, на саблях!
Диснеевский "Картер" прекрасен, как прекрасен может быть только голливудский блокбастер, рассчитанный на самую широкую аудиторию, вдоль и поперек перекроенный командой маркетологов и накачанный под завязку спецэффектами.
Но когда за дело берется студия "Асилум"… Конечно, можно порассуждать о дырах в нарративе и качестве актерской игры. И вообще о самой этичности создания подобных произведений. 
Но ведь мы любим ребят не за то что они «тырят» и «лажают», а за их Интерпретацию, за их Особый взгляд. За щепотку первозданного мухоморного безумия в век высоких технологий и коммерческих мотиваций. За настоящую магию кино, когда хочется поддерживать атакующего героя нецензурными возгласами, приветственно махать кавалерии двуногих ящеров, морщиться и содрогаться при появлении в кадре мохнатых жвал, понимающе кивать при виде экзотического наряда марсианской принцессы, и ржать в голос, и смеяться, и радоваться, как дети!
Tags: рецензии, фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments