сергей игнатьев (taipan_poison) wrote in mars_tefo,
сергей игнатьев
taipan_poison
mars_tefo

Categories:

"Марсианская одиссея", Мария Лидон, 2001



Фильм "Stranded" сделан в Испании режиссером и актрисой Марией Лидон (она же - в главной роли). Позднее она снимет такие сложные для комментирования фильмы, как "Москва Zero" и "Yo puta", и совершенно непонятно, если честно, зачем ей это понадобилось. Остальной актерский ансамбль узок и неоднозначен: Мария ди Медейруш ("Криминальное чтиво"), режиссер и музыкант Винсент Галло (всего через год он отожжет в Каннах с фильмом "Бурый кролик", парная работа с актрисой Хлоей Совиньи в одной из сцен которого заставила половину кинокритиков покинуть просмотровый зал с малиновыми щеками и возмущенными возгласами), Жоаким ди Алмейда, снимавшийся во всяких культовых буррито-вестернах вроде "Маски Зорро" и "Десперадо", и еще четыре актера, совершенно неизвестных, широкой публике неизвестных, но с очень запоминающимися лицами.
Актерский состав минимальный, бюджет мизерный, сделано все на пять копеек, но, что называется, с душой!
Завязка оригинальностью не поражает. После двухлетнего путешествия, первая марсианская миссия терпит крушение при попытке посадить модуль на поверхность планеты. Капитан ломает шею, в живых остаются пятеро, сбой компьютера, аппаратура в кашу...
Осиротевшая команда начинает искать пути выхода из ситуации в режиме брейнсторма, делать подсчеты и строить планы. Первым начинает скандалить и кричать "мы все умрем", естественно, Винсент Галло.
Важнейший вопрос, стоящий перед марсианскими робинзонами: где взять энергию. При нынешнем положении ее хватит примерно на год и два месяца, а системы рециркуляции сожрут ее еще быстрее. Спасателям никак не успеть.
Оптимист-геолог (в ходе короткой вылазки с целью похоронить капитана, он еще успевает найти на планете лед) призывает не городить огород, сесть и спокойно подумать.
Ну вот, к примеру как вам - силикатный реактор для получения метана и пара. Нет?
А может, ветряную мельницу сделаем?
Его почти не слушают.
Группа симпатичных, очень интеллегентных людей пытается решить, как дальше обживаться в аду, рассуждая в философском ключе о пределах человеческого самообладания перед угрозой смерти. Происходит тонкий герметический триллер. Это такая классическая история про ученых, про неизменный Научный, рассудочный подход, который применяется даже к самой экстремальной ситуации, что-то в духе "Таинственного острова" Жюля Верна, но, в конечном счете, куда злее и мрачнее.
Умные и относительно спойкойные люди, ставящие во главу угла целесообразность, руководствующихся не какими-то там эмоциями, а разумом, точным арифметическим расчетом, после непродолжительных дебатов приходят к выводу, что двоим надо остаться ждать спасателей (на двоих как раз хватить протянуть), а троим остальным надо выйти из модуля и отправиться на прогулку. И не возвращаться.
Тем более, что вот тут по соседству аэросъемка успела выявить некий любопытный скальный "лабиринт", скрытый туманом, скорее всего, ествественного происхождения, но почему-бы не глянуть. Видеозапись со скафандров будет транслироваться на модуль, запасов кислорода чтоб дойти до точки хватит. А больше и не надо.
Второй пилот (Лидон), принявшая командование после гибели капитана, выбирает самых бесполезных в нынешней ситуации участников: она сама, астробиолог и геолог-оптимист. Инженер (Галло) и медик (медейруш) остаются.
И вот трое, надев скафандры, направляются к этой загадочной долине, а двое, сидя в креслах и глядя на экраны, будут принимать видеозапись, которая должна наполнить хоть каким-то смыслом последние минуты тех, кто уходит. Таким образом сделать их жертву _целесообразной_.
Они идут ко дну ущелья, снимая свое прощальное мокьюментари и зная почти наверняка, что кислорода не хватит до этой туманной полосы и до самого дна не добраться. Идут и рассуждают о том, что запись эту когда нибудь будут смотреть люди. О том, что они будут чувствовать при этом. О том, каково это вообще, сидеть в уютной гостиной, глядя на документальные съемки катастрофы, которая вот-вот произойдет, глядя на людей, которым предстоит погибнуть?
Кислород кончается, а они спускаются ниже и ниже, любуясь крошечной звездой Деймоса, вспоминая луны Барсума и приключения Джона Картера и других героев Эдгара Райса Берроуза, рассуждая о том, что главное, в сущности, произошло. Вот они мерцают - луны Барсума. Вот она - Мечта. Сбылась.
В это время те, кто остался, узнают, что в расчеты и уравнения, по результатам которых команда разъединилась, и большей ее части предстоит умереть от гипоксии в следующие несколько минут, вкралась неточность, которая лишает надежды и оставшихся в спасительном тепле модуля. Им самим осталось от силы часов 12. И не лучше ли вообще прямо вот сейчас сексом заняться, чем устраивать в эти последние оставшиеся часы какую-то бессмысленную суету (это предлагает, конечно же, Галло).
Связь с ушедшими уже оборвалась. Трансляция прекратилась. А они, к тому времени, совершают открытие, о котором даже и не помышляли, вот только ему, судя по всему, предстоит уже очень скоро умереть вместе с первооткрывателями.
И вдруг - безумная надежда на спасение, приходящая уже за границей отчаяния, в предсмертном мраке. Надежда столь внезапная, столь ослепительно яркая, что мнится галлюционацией лишенного кислорода мозга, агонией, бредом.
За научно-техническую составляющую не поручусь, это скорее так называемая "гуманитарная НФ", местами граничащая с психологическим триллером, не "твердый" научпоповский сайфай.
Но что касается психологической достоверности, эффекта вовлечения зрителя, сопричастности происходящему - они здесь просто выдающиеся.
Картина из тех, что смотрятся на одном дыхании, и пробирают до мурашек.
Tags: рецензии, фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments